Памятка потребителю финансовых услуг.

Как досрочно расторгнуть договор страхования без ущерба.

 

         У потребителей, столкнувшихся  с навязыванием дополнительных страховок при оказании услуг кредитования, банковского вклада, автострахования, есть возможность расторгнуть договор страхования без материального ущерба.

         Согласно Указанию Банка России №3854-У от 20.11.2015г. изменены правила возврата страховых премий при досрочном отказе от договора страхования. Для клиентов страховых компаний это означает следующее.

          В соответствии с п.2 ст. 958 Гражданского кодекса  при досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное. Благодаря этому возможность возврата страховой премии при досрочном отказе от страховки зависела исключительно от условий полиса и правил страхования конкретной страховой компании. Многие страховщики пользовались такой возможностью и не разрешали возврат страховок в своих правилах. И это было законно. В особенности от такого правила страдают те, кому за немалые деньги навязали страховку при заключении кредитного договора, договора вклада.

           В настоящее время по определенным видам добровольного страхования страховые компании должны будут включить в свои правила и договоры так называемый период охлаждения. То есть в правилах должна быть прописана возможность возврата уплаченной клиентом-физическим лицом страховой премии при его отказе от договора в течение первых 5 рабочих дней. По своему желанию страховая компания может продлить этот срок. Главное условие для возврата страховки — отсутствие страховых случаев за период ее действия.

На какие добровольные виды страхования это распространяется?

  • страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события
  • страхование жизни с условием периодических страховых выплат (аннуитетов, ренты) либо участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика
  • страхование от несчастных случаев и болезней
  • медицинское страхование
  • страхование средств наземного транспорта (кроме железнодорожного)
  • страхование имущества граждан (кроме транспортных средств)                       
  • страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и средств водного транспорта
  • страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам
  • страхование финансовых рисков

 

На какие виды страхования не распространяется период охлаждения?

ü  добровольное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности;

ü  добровольное страхование, предусматривающее оплату оказанной гражданину Российской Федерации, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, медицинской помощи и (или) оплату возвращения его тела (останков) в Российскую Федерацию;

ü  добровольное страхование, являющееся обязательным условием допуска физического лица к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Какая часть страховки возвращается, если гражданин отказывается от неё в течение периода охлаждения?

ü Если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок до начала действия страхования, уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме - 100%.

ü Если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок после начала действия страхования, страховщик удерживает часть страховой премии пропорционально сроку действия договора.

 

Как вернуть деньги за страховку?

         1.Написать заявление о досрочном отказе от договора и вручить его страховой  компании под роспись на вашем экземпляре в течение периода охлаждения. В заявлении укажите способ получения денег — наличными или по безналу на ваши реквизиты.

         2.В течение 10 рабочих дней с даты получения заявления страховая компания должна рассмотреть его и вернуть вам деньги.

 

Как подавать заявление на отказ от страховки — лично или по почте?

          Сделать это необходимо лично или с помощью экспресс-доставки, если в вашем городе нет офиса соответствующей страховой компании, и вот почему.

          В пункте 1 Указания ЦБ №3854-У сказано, что условие о возврате страховой премии в период охлаждения должно быть предусмотрено на случай отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии. Из пункта 7 также следует, что договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора.

           Помимо этого в статье 165.1 Гражданского кодекса РФ написано, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Иное может быть предусмотрено законом, условиями сделки или вытекать из обычая или практики взаимоотношения сторон.

          То есть если в вашем полисе и правилах страхования не написано, что заявление о досрочном отказе от страхования считается поданным в дату отправки заказным письмом, вам нужно обязательно вручать его страховой компании в течение периода охлаждения (не позже). По этой причине отправка заявления заказным письмом Почтой России крайне не рекомендуется.

 

Как считается период охлаждения?

           Из указания ЦБ следует, что отказ от договора страхования должен быть сделан в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии. Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. То есть 5 рабочих дней нужно отсчитывать со следующего дня за датой заключения (подписания) договора страхования. Дни рабочие, то есть выходные и праздники не считаются. Рабочие дни можно посчитать по производственному календарю, если иной порядок их определения не указан в полисе и правилах страхования.

 

С какого момента действуют новые правила по возврату страховок?

           Страховые компании должны были переписать свои правила в течение 90 дней с даты вступления указания ЦБ в силу (2 марта 2016). То есть работать все это начинает с 1 июня 2016 года и коснется только новых договоров страхования. Ко всем ранее заключенным договорам будут применяться старые правила.

           По сообщения граждан, даже после 1 июня 2016 года у некоторых страховых компаний по-прежнему в правилах страхования нет периода охлаждения. В это случае, необходимо обратиться с жалобой в Банк России. Это можно сделать через интернет-приемную на сайте ЦБ РФ.  

Номер Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8 (800) 555‑49‑43.
По России звонок бесплатный.

No documents found.

* Обязательные поля для заполнения!

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:*
E-mail:*
Телефон:*
Обращение:*
Введите код с картинки:*
verification code